Основательная проверка контрагентов для Профессионалов

Более 10 лет работы, больше 10 млн. компаний, более 50 источников информации
8 800 555 85 59
Звонки по России бесплатны

Мониторинг: «предупреждён — значит вооружён»

Во многих бизнес-процессах, ввиду несогласованности служб, мониторинг контрагента происходит сегментно. Сотрудники, каждый по своему направлению, осуществляют проверку исходя из своей компетенции и имеющейся в их распоряжении информации. В подобных условиях, как правило, не происходит целостного рассмотрения контрагента, в результате чего часть информации и разрозненных данных не учитываются либо не увязываются между собой. 

До настоящего времени внутри некоторых организаций остаётся характерным обращение к СБ постфактум, когда проблема проявила себя в полной мере, хотя, при должной организации системы мониторинга, представлялось возможным не только её прогнозирование, но и своевременное принятие соответствующих контрмер. В связи с этим, построение системы мониторинга является важной и неотъемлемой задачей службы экономической безопасности. 
Мониторинг имеет широкое применение в кадровой и экономической безопасности, так как объектами мониторинга выступают как физические лица, так и организации. 
В отношении ФЛ, к примеру сотрудника (в зависимости от занимаемой должности), для грамотного прогнозирования потенциальных угроз, интерес представляют следующие аспекты: 
  • административные правонарушения и уголовные преступления;
  • задолженности и кредитные обязательства;
  • регистрация ИП, вхождение в состав учредителей (аналогично в отношении родных и близких);
  • смена статуса семейного положения (возникновение нового круга лиц, подлежащих проверке);
  • объявления, аккаунты в соцсетях и прочее.
 
Виды мониторинга разделяются на плановый и внеплановый. Основанием для внепланового мониторинга могут служить: 
  • зарегистрированные значимые изменения, произошедшие у наблюдаемого лица с момента последней проверки;
  • требующая изучения инсайдерская информация;
  • нарушение обязательств со стороны наблюдаемого лица;
  • внутреннее расследование, причиной которому, к примеру, может выступать гипотеза о связи или коррупционной составляющей с участием сотрудника организации и объектом мониторинга. Данная задача сама по себе может являться целью мониторинга, как при работе с контрагентами, так и для выявления связей с конкурентами, а также относится к разряду нетривиальных, требующих наличия специализированного ПО осуществляющего поиск взаимных связей внутри списка интересующих лиц, с глубиной не менее 3–5 последовательных цепочек.
 
При условии, что первичная проверка была проведена надлежащим образом, внеплановый мониторинг не должен представлять сложности и обычно сводится к определению возможных факторов риска или констатации факта их отсутствия. 
Полученные в результате мониторинга сведения настоятельно рекомендуется хранить на протяжении всего цикла работы с контрагентом. Наиболее подходящим вариантом является привычное многим сотрудникам безопасности – КНД (контрольно-наблюдательное дело), которое годится не только для систематического накопления и фиксации полученной информации, но также для анализа происходящих изменений, сравнения количественных показателей в динамике и т.д. 
Для мониторинга действуют те же правила что и при обычной проверке. Так при одновременном выявлении нескольких факторов риска, степень общей угрозы возрастает, то есть вступает в силу принцип совокупности факторов: суммарный уровень угрозы всегда выше количества выявленных факторов риска. 
Периодичность проведения планового мониторинга и глубина проверки определяется в зависимости от группы риска, к которой отнесён контрагент. В качестве дополнительных решающих факторов могут выступать сумма подлежащих исполнению обязательств и продолжительность сотрудничества.
 
Основной перечень вопросов при плановом мониторинге остаётся таким же, как и при первичной проверке, с той лишь разницей, что вновь установленные факты сопоставляются с результатами прошлой проверки.
 
Плановый мониторинг, при отсутствии настораживающих признаков со стороны объекта наблюдения, не должен являться формальным процессом. Наоборот, количество аспектов подлежащих проверке при плановом мониторинге прямо пропорционально количеству аффилированных лиц к основному проверяемому лицу. Так, если основное проверяемое ЮЛ имеет в качестве учредителя и руководителя разных ФЛ, то проверке подлежат: само проверяемое ЮЛ, его учредители и руководитель, а также все аффилированные к ним лица, в том числе установленные неформальные бенефициары.
 
Таким образом, в сферу интересов при плановом мониторинге попадают любые значимые изменения, в том числе касающиеся аффилированных к объекту мониторинга лиц. Рассмотрим лишь некоторые из них: 
  • смена учредителя или руководителя. В отношении нового участника бизнеса проводится стандартная проверка на: маргинальность, девиантность, деловую репутацию, наличие в различных списках и реестрах (дисквалифицированных, утративших доверие и т.д.), соответствие декларируемого лицом статуса реально занимаемому им социальному положению. При проверке лица на «массовость» следует руководствоваться не столько упрощённым методом количественного исчисления зарегистрированных или находящихся под руководством ЮЛ, сколько аналитическими методиками позволяющими диагностировать массовую регистрацию ЮЛ без цели осуществления ими реальной экономической деятельности, а также ввод «массовых» участников в состав ЮЛ уже на ранней стадии, начиная от двух-трёх организаций;
  • наличие арбитражных разбирательств, как в роли ответчика, что может послужить основанием для последующего исполнительного производства, так и в роли истца, что свидетельствует о понесённых убытках. Особый интерес вызывают судебные процессы между аффилированными или ранее аффилированными лицами;
  • выход лица из разряда аффилированных или прекращение деятельности (может сигнализировать о внутренних проблемах различного характера);
  • регистрация новых ЮЛ, целесообразность и обоснованность таких действий со стороны объекта мониторинга, совпадение их наименований, коэффициент взаимного подобия по видам деятельности и их сбалансированность;
  • возникновение залогов и новых обязательств (в том числе просроченных) перед кредитными организациями, неисполнение договора лизинга или иных договорных обязательств, включая государственные контракты и закупки;
  • смена региона первичной регистрации ЮЛ, контролирующего налогового органа внутри региона первичной регистрации, адреса регистрации, целесообразность и обоснованность подобной миграции. Естественно, что при этом оценка адреса на «массовость» должна базироваться не на методе, в котором количественный показатель зарегистрированных организаций является решающим фактором, здесь также требуется использовать аналитические алгоритмы и методики позволяющие корректно определять «массовость» адреса вне зависимости от того сколько зарегистрировано в нём организаций: пять или сто.
  •  
Следует учитывать, что характеризующие ФЛ данные следует оценивать в том числе и ретроспективно, не игнорируя исторические записи. Многие официальные сервисы удаляют из общего доступа сведения по истечении срока, который принимается сервисом в качестве актуального, из чего вовсе не следует, что актуальность таких сведений действительно утрачена.
 
В ситуации, когда количество объектов подлежащих мониторингу сравнительно мало – возможно «по старинке» ограничиться самостоятельной работой сотрудников с отдельными источниками информации. Для тех, кому реально важно держать под контролем ситуацию, своевременно устранять потенциальные угрозы и минимизировать риски – АИС «ДЕЛЬТАБЕЗОПАСНОСТЬ» поможет в решении этого вопроса. Быстро, надёжно, профессионально!
 
Вячеслав Солопов
 
Директор по развитию АИС «Дельтабезопасность»
Вернуться на стартовую
Получить
демо-доступ