Как бороться с рейдерами?
Уже более 15 лет проблема рейдерства обсуждается во многих кругах, во многих встречах законодателей, но ситуация не меняется в лучшую сторону. По сведениям правительства Москвы, только в столице за год происходит порядка 100 обращений в связи с попытками рейдерского захвата компаний.
Что же представляют собой современные рейдеры? Их можно поделить на два совершенно разных типа. Первый тип – неорганизованное рейдерство – берутся за все, что плохо лежит, но у них нет сильного административного ресурса. Второй тип – это организованные преступные группировки с огромным административно-коррупционным потенциалом. Такие рейдеры работают сразу на нескольких предприятиях.
В конце 90-х было распространено мнение, что рыночная экономика сама уладит все свои проблемы и проблема рейдерства сама по себе исчезнет. Но многие не учли, что рыночная психология взаимоотношений строится по принципу животного мира, где сильнейший побеждает. А для наведения порядка необходима помощь государства в законодательной и организационно-правовой части.
Не так давно, правда, Госдума РФ попыталась противостоять рейдерству принятием так называемых «антирейдерских» законов. Данный пакет поправок в УК РФ был призван ликвидировать проблему черного рейдерства. Но как показала юридическая практика, рейдеров это не остановило и уже существуют претенденты, когда злоумышленники используют эти поправки против своих же жертв.
Хотя законодатели утверждали, что эти поправки на корню изменят ситуацию с рейдерством, этого не произошло. Почему законопроект оказался недейственным?
Отвечая на вопрос, коснемся некоторых пунктов «антирейдерского закона». В нем, в частности, говорится, что споры акционеров рассматривают суды по месту регистрации. Казалось бы, если ранее рейдеры могли иметь своего блюстителя закона, который за сущие гроши готов был оказать помощь рейдерам. По принятии поправки планки судейской неподкупности поднялись и теперь рейдеры решают проблему увеличением «гонорара». А вот что касается обеспечения отсутствия оппонента на суде – их поправки никак не коснулись. Преступники по-прежнему пользуются этим уже давно отработанным механизмом.
С остальными поправками примерно такая же ситуация. Поэтому хоть закон и в некоторых случаях затруднил деятельность неорганизованным рейдерам, хорошо организованным рейдерским группам со многими «крышами» на местах не составило труда обойти закон.
Сегодня мы наблюдаем картину, когда рейдеры уходят в глубинку. Причина банальна: значительно проще щипать регионалов, чем крупный московский бизнес, который способен дать отпор. Все чаще малый и средний бизнес становится жертвой рейдерских группировок.
Какие предприятия в первую очередь рискуют стать объектом интереса захватчиков? В первую очередь, это те организации, где имеются много слабо защищенных активов. Также в группе риска фирмы со многими миноритарными акционерами, предприятия с большими долгами, или которые игнорируют интересы миноритариев, не выплачивая им дивиденды.
Рейдеры используют достаточно много схем, и, исходя из схемы, задействуют различные госслужбы. Наиболее влиятельные и широко используемые из них: суды, полиция, прокуратура, спецслужбы, санэпиднадзор, экологическая полиция, пожарная служба, ФАС, валютный контроль и др.
Понятно, что ни один захват бы не состоялся, если бы не вмешались эти инстанции. Поэтому эксперты все в один голос говорят, что с рейдерами очень трудно бороться, пока есть коррумпированные чиновники. И именно они наносят наибольший экономический ущерб.
В развитом цивилизованном обществе невозможно многое, что у нас считается реальностью бытия. Поэтому пока мы вынуждены признать, что сегодняшнее несовершенство законодательства и практика решения корпоративных разногласий - серьезная угроза для экономики России, когда так легко можно устранить конкурента. Когда даже акционер, который владеет контрольным пакетом акций, не застрахован от захвата его бизнеса. Когда все знают, что произошел рейдерский захват, но закон не в силах что-либо поделать.
К слову, скоро Россия может столкнуться с новой волной рейдерских захватов со стороны западных фирм. Виновником такого бесчинства может стать вступление нашей страны в ВТО. Иностранные крупные компании, которые практикуют методы недобросовестной конкуренции, прежде всего, применяют к новым членам ВТО. Например, скупают долги предприятий – важных звеньев в технологической цепочке – тем самым получают возможность оказания влияния на других участников рынка и вскоре поглощают и их. Трагичный пример мы наблюдали в Индии, где после вступления страны в ВТО, в скором времени 40% бизнеса разорилось. Мы должны быть готовыми к такому исходу и в России.